01.09.2016
Главное меню
Анонсы новостей

Бухгалтерия незаменима в нашей жизни

В любой организации необходим учет и контроль, а это значит, что без качественного бухгалтерского учета на...

Читать полностью

Цели аудиторской проверки

Люди, достаточно далекие от решения профессиональных финансовых задач, зачастую затрудняются дать определение понятию «аудит». Что ...

Читать полностью
Опрос
Пользовались ли Вы услугами бухгалтерской компании?
 
Реорганизация предприятия
09.04.04 01:34

В рамках данного раздела, невозможно детально рассмотреть все стороны такой довольно сложной юридической конструкции как реорганизация. Мы попытаемся акцентировать Ваше внимание на наиболее важных и злободневных проблемах реорганизации, с одной единственной целью – облегчить вам решение поставленных задач, возникающих при проведении процедуры реорганизации.

На первый взгляд, кажется всё просто: несколько самостоятельных организаций обьединяют своё имущество и продолжают работать как одно предприятие, или же одно предприятие делится на несколько частей и каждая из них продолжает функционировать самостоятельно, как вновь созданные юридические лица.

altОднако при этом надо помнить, что действующим законодательством установлена определённая процедура, нарушение которой может привести к серьёзным неблагоприятным последствиям. Порядок проведения реорганизации установлен в нескольких законодательных актах, прежде всего: Гражданский кодекс РФ, глава 4, ст.57 ГК и ряд других статей, соответствующие законы об Обществах с ограниченной ответственностью и Акционерных обществах, Налоговый кодекс РФ. Действуют также специальные документы, регламентирующие разные стороны проведения реорганизации, например “ Правила взаимодействия регистрирующих органов при государственной регистрации юридических лиц в случае их реорганизации” утверждённые постановлением Правительства РФ от 26.02. 2004 года № 110.

Несмотря на обилие нормативных актов, регламентирующих процедуру реорганизации вопросов больше, чем правильных ответов.

Общеизвестно: что согласно ст.57 ГК РФ, реорганизация юридических лиц может проводиться в пяти формах, это:

  • преобразование
  • выделение
  • разделение
  • присоединение
  • слияние

Согласно действующему законодательству, в том числе и в соответствии с ФЗ “О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей “ от 8 августа 2001 года № 129.

Для общей информации по данной проблематике, следует отметить, что реорганизация может быть добровольная, вынужденная и принудительная.
При добровольной реорганизации, собственники юридических лиц принимают решения самостоятельно, на основе добровольного волеизьявления, руководствуясь личными мотивами. Слияние и присоединение возможны только на добровольной основе, а вот остальные формы реорганизации могут иметь и иной характер.

При вынужденной реорганизации решение также принимается собственниками предприятия, но к этому их обязывают нормы действующего законодательства. Приведём некоторые типичные примеры: так, в случае если число участников общества с ограниченной ответственностью станет более 50, то общество обязано в течение года преобразоваться в открытое акционерное общество или в производственный кооператив( п.3 ст.7 ФЗ №14 от 8.02. 1998г. “Об обществах с ограниченной ответственностью “); приведём пример по некоммерческим организациям: если по решению участников на ассоциацию или союз возлагается обязанность вести предпринимательскую деятельность, то ассоциация или союз обязано преобразоваться в хозяйственное общество или товарищество (требование п.1 ст.121 ГК РФ). На этом перечень обстоятельств, при которых наступает обязательство по вынужденной реорганизации не ограничивается.

Принудительная реорганизация юридического лица возможна при определённых случаях установленных законом, только в форме его разделения либо выделения, по решению уполномоченных государственных органов или по решению суда. Так например, Федеральная антимонопольная служба России ( ФАС РФ) вправе выдать Предписание о принудительном разделении коммерческой организации или осуществляющей предпринимательскую деятельность некоммерческой организации, занимающих доминирующее положение, либо о выделении из их состава одной или нескольких организаций ( требования ст.19 ФЗ № 948-1 от 22.03.1991 г.).

Ниже мы будем рассматривать только обстоятельства касающиеся аспектов добровольной реорганизации.

В качестве общей полезной информации по вопросу реорганизации, можно отметить следующую особенность. Гражданское законодательство РФ содержит множество организационно-правовых форм, особенно некоммерческих. В связи с чем, в том же законодательстве имеется ряд ограничений, касающихся возможности реорганизации различных организационно-правовых форм.

Иными словами, далеко не все организационно-правовые формы совместимы между собой. Сама проблематика данного вопроса в законодательстве не имеет чёткой регламентации, и как нам кажется это вызвано двумя обстоятельствами: во-первых, институт реорганизации довольно новое явление для российского законодательства (не будем забывать, что от эпохи “развитого социализма “ нас отделяет всего один десяток лет и никакой реорганизации раньше как явления не существовало); во-вторых, правоприменительной практики явно не хватает. Нами замечено, что регламентация этого вопроса в законодательстве, напрямую зависит от развития правоприменительной практики и от её качества.

Допустим, вы столкнулись с такой проблемой: прямого запрета на реорганизацию данных ОПФ законодательство не содержит, однако есть сомнения касательно того, оформит ли регистрирующий орган государственную регистрацию реорганизации нужной ОПФ. Можем посоветовать следующее:

  • избегайте реорганизации, в результате которой предполагается обьединить юридические лица с несовместимой структурой собственности, у которых принципиально разный порядок формирования имущества и уставного капитала, а также разная ответственность перед третьими лицами
  • если всё-таки не удаётся избежать “смешанной “ реорганизации, для устранения сомнений в легитимности выбранной схемы реорганизации, следует разделить реорганизацию на несколько этапов, с целью достижения оптимального результата.

Какие организационно-правовые формы несовместимы для целей реорганизации:

1.Прямой запрет:

  • невозможна совместная реорганизация производственного кооператива и государственного учреждения, общественного обьединения и акционерного общества;

2.Ограничения, путём введения специальных запрещающих или предписывающих норм:

  • хозяйственные товарищества и общества одного вида могут преобразовываться только в хозяйственные товарищества и общества другого вида или в производственные кооперативы (п.1 ст.68 ГК РФ)
  • общество с ограниченной ответственностью можно преобразовать в акционерное общество или в производственный кооператив (п.2 ст.92 ГК РФ)
  • акционерное общество можно преобразовать в общество с ограниченной ответственностью или в производственный кооператив, а также в некоммерческую организацию (п.2 ст.104 ГК РФ)
  • некоммерческое партнёрство можно преобразовать в фонд, автономную некоммерческую организацию или в общественную организацию, а также в хозяйственное общество, в случаях установленных законом “О некоммерческих организациях“ (п.1 ст.17 ФЗ № 179 о от 23.12.2003г.)
  • учреждение может быть преобразовано в фонд, автономную некоммерческую организацию, хозяйственное общество. Необходимо помнить, преобразование государственных или муниципальных учреждений в некоммерческие организации иных форм или хозяйственное общество допускается только в случаях, которые установлены законом (п.2. ст.17 ФЗ “О некоммерческих организациях “).
  • автономную некоммерческую организацию можно преобразовать в фонд или в общественную организацию (п.3 ст.17 ФЗ “О некоммерческих организациях “).
  • ассоциацию или союз можно преобразовать в фонд, автономную некоммерческую организацию, хозяйственное общество или товарищество (п.4 ст.17 ФЗ “О некоммерческих организациях “).

Как вы уже заметили, ограничения касаются в основном реорганизации в форме преобразования.

По другим формам реорганизации, таким как слияние, присоединение, выделение также имеются некоторые ограничения, но они в основном касаются производственных кооперативов и унитарных предприятий (см. соответствующие законы “О производственных кооперативах “( ФЗ №41 от 8.05.1996г.) и “О государственных и муниципальных унитарных предприятиях “(ФЗ № 161 от 14.11.2002г.).

Необходимо отметить, что акционерное общество в любой его форме может проходить процедуру слияния, разделения, выделения только в своей организационно-правовой форме и никакой другой. Если же перед вами стоит задача на конечном этапе получить иную организационно-правовую форму, скажем общество с ограниченной ответственностью или некоммерческую организацию, то Вам придётся набраться терпения и пройти несколько последовательных этапов.

Например, перед вами стоит задача, присоединить к акционерному обществу производственный кооператив. Для этого необходимо на первом этапе преобразовать производственный кооператив в акционерное общество и вторым этапом присоединить его к искомому акционерному обществу. Также в несколько этапов из акционерного общества можно выделить общество с ограниченной ответственностью, производствен ный кооператив или некоммерческую организацию. Последовательность действий аналогичная предыдущей: сначала из состава акционерного общества выделяется другое акционерное общество, которое далее преобразуется в юридическое лицо иной организационно-правовой формы.

Отличительным признаком любой реорганизации является универсальное правопреемство. Универсальное правопреемство предусматривает, что права и обязательства реорганизуемого юридического лица в зависимости от формы реорганизации передаются правопреемнику передаточным актом или разделительным балансом. Особо отметим: и передаточный акт и разделительный баланс должны содержать положения о правопреемстве по всем правам и обязательствам реорганизованного юридического лица в отношении всех его кредиторов и должников, включая обязательства, оспариваемые сторонами.

Передаточный акт предусмотрен для таких форм реорганизации, при которых права и обязательства реорганизуемого юридического лица полностью передаются правопреемнику. Это касается слияния, присоединения, преобразования.

Если же при реорганизации происходит распределение прав и обязательств реорганизуемого предприятия между несколькими предприятиями- правопреемниками, то в таких случаях предусмотрен разделительный баланс. Он применяется при разделении и выделении.

Необходимо помнить, что передаточный акт и разделительный баланс – краеугольный камень, сущность любой реорганизации. Эти документы важны для любого предприятия большого и маленького, ну а если речь идёт о реорганизации сложного производственного комплекса или когда права и обязанности одного юридического лица распределяются одновременно между несколькими юридическим лицами, значение вышеуказанных документов трудно переоценить. Они являются определяющими, так сказать центральным элементом всей реорганизации.

Отношения между юридическими лицами не всегда приятны и стабильны. Нередко участники реорганизации по-разному определяют обязательства, вытекающие из тех или иных взаимоотношений, пытаются как говорят “перетянуть одеяло на себя“. Поэтому важно чётко определить перечень прав и обязательств передаваемых в рамках правопреемства.
Особо рекомендуем обратить ваше внимание на проблему передачи прав на недвижимое имущество и правопреемство по налогам и сборам. Для обьектов недвижимости, как известно, установлен особый режим подтверждения права собственности. Согласно п. 1 ст. 131 ГК РФ, а также ст. 219 ГК РФ право собственности и другие вещные права на недвижимое имущество, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации учреждениями юстиции в Едином государственном реестре (в столице, эти полномочия принадлежат Федеральной регистрационной службе по г. Москве).

Внимание! Учитывая то, что реорганизация основана на универсальном правопреемстве, которое представляет особый порядок перехода всего имущества, всех имущественных прав и обязанностей, соответственно и передача недвижимого имущества на основе универсального правопреемства является самостоятельной формой выбытия имущества, которая принципиально отличается от таких традиционных форм отчуждения недвижимого имущества, как купля – продажа, мена или дарение. Отличием данной формы отчуждения является то, что вновь созданное юридическое лицо-правопреемник, становится обладателем всех вещных прав правопредшественника (в том числе и недвижимого!) с момента его государственной регистрации. Последующая государственная регистрация недвижимости за вновь созданным юридическим лицом является лишь доказательством существования права собственности возникшего по другим основаниям (в нашем случае в порядке универсального правоприемства). Этот вывод не раз подтверждался решениями судов, в том числе и Высшим арбитражным судом РФ. Да и с позиции здравой логики, трудно сделать иной вывод: ведь юридическое лицо – правопредшественник в момент передачи имущества (и государственной регистрации) перестаёт существовать с юридической точки зрения. Поэтому сохранять право собственности за несуществующим юридическим лицом в период до регистрации вещного права за новым юридическим лицом-правопреемником в Федеральной регистрационной службе было бы абсурдным или по крайней мере нелогичным. Однако это совсем не означает, что при реорганизации не надо регистрировать переход права собственности на недвижимое имущество. Внести в Единый государственный реестр переход права собственности – обязанность нового собственника.

 
8 (391) 268-73-14 
660046 г. Красноярск, Квартальная ул., д. 22, офис 304







Юридический Портал